Организация корейских похорон. Похоронные обычаи корейцев.

Корейские похороны

Корейцы хоронят своих умерших, как правило, на третий день. В течение этих трех прощальных дней, в дом покойного приходят соседи, родственники, друзья и просто знакомые. Если в силу каких-либо обстоятельств похороны необходимо перенести, то они происходят на 5-ый, 7-ой или 9-ый день.

Подготовительные церемонии

До дня похорон покойного помещают, в так называемую, траурную комнату, накрывают полностью одеялом и загораживают белой ширмой из ткани. После этого наступает время ритуала «ког», когда родственники начинают оплакивать своего умершего.

Ритуальное омовение

Тело умершего обязательно омывается водой с благовониями, затем его причесывают и остригают ногти на ногах и руках. Обрезки ногтей складывают в маленькие мешочки для того, чтобы сначала положить их рядом с телом под одеяло, а затем уже в сам гроб.

Перед тем как приступить к одеванию покойника, в рот ему кладут немного риса. Одевают своих умерших корейцы в самые красивые одежды, рядом с телом или в ладони кладут монеты для успешного путешествия по миру духов.

Для этой же цели на руки надевают сшитые рукавицы, так как по древним поверьям, чтобы попасть в мир духов, мертвецу надо будет пройти колючее поле.

Далее руки скрещиваются на животе – у мужчин левая рука ложится поверх правой, у женщин – наоборот. Плечи, руки и ноги перевязывают тремя повязками.

Мёндчжон – траурный паспорт

Последнему ложу покойного у корейцев уделяется особое внимание.  Для этого из ткани одного цвета (чаще из красного шелка) шьют подушку, одеяло и матрас. Отдельно покупается еще кусок ткани красного цвета, размером 0,7х2 метра – это специальное погребальное полотно несется во время похоронной процессии впереди умершего и называется «чжосан гыль», «мёнчжон», «мёнгдёнг» – или погребальный паспорт. На полотне белой или желтой краской пишут род (пон), из которого происходил покойный, а также его фамилию.
Все личные вещи умершего, даже его постельные принадлежности, собираются, а потом сжигаются на кладбище.

Процедура прощания с покойным

Все мужчины, участники похоронной церемонии, обязаны иметь на себе черные нарукавные повязки, а женщины белые платки (если кореянка христианка, то она одевает черный платок).

Эти атрибуты снимаются только после окончания первых поминок («деса» или «чеса»). Когда приходит пора вторых поминок («самнён чеса», «тор чеса»), они снова одеваются. Затем их необходимо снять у изголовья покойника и сжечь.

В комнату, где находится тело, ставят столик с фотографией умершего, три чашки с паби (рисовой кашей), три чашки (суль) водки и три чашки с закуской. Как считают корейцы, эти три порции еды и водки поровну делятся между покойником , духом неба и духом земли. Самого умершего, вплоть до предания земле, продолжают кормить три раза в день- от блюда к блюду перекладывают палочки и вилку, делают три поклона и оплакивают.

Когда наступает день похорон, паби собирают в кулек и выкидывают в речку или в другой водоем по дороге на кладбище. Если водоема рядом нет, то кулек просто ставится на обочине дороги и поливается водой.

Люди, которые приходят на церемонию прощания, сначала подходят к телу и кланяются ему, после этого они идут к окружающим и здороваются с ними. До этого момента ни кем здороваться в комнате нельзя.

Для того, чтобы приходящие смогли выполнить полноценные глубокие поклоны, рядом с покойным оставляют достаточно места. В случае, если тело находится в гробу, люди делают один поклон, если нет – три. Корейцы верят, что духи, населяющие Небо и Землю,  приходят за умершим, когда он лежит именно в гробу, поэтому и делается три поклона –  один умершему и два духам.

Есть случаи, когда поклоны делать не обязательно:

  • Если пришедшему попрощаться с умершим более 60 лет.
  • Умершему не было 20 лет (время совершеннолетия).
  • Умерший никогда не был женат (замужем).
  • Уходя из комнаты с мертвым, люди не прощаются. Также принято оказывать посильную материальную помощь (пуэ) родственникам.

Домашний прощальный ритуал (данненде)

Перед тем, как усопшего вынесут из дома, проводят данненде – специальную прощальную церемонию.

Проводится она так:

Перед телом ставят десасан (большой стол) для совершения поминок (деса). На стол приносят фрукты, вареную курицу и те блюда, которые покойный любил при жизни.
Перед десасаном ставят маленький столик с рюмкой риса, которая называется «мосэ» – вместилище души умершего. Вместо риса можно положить любую другую крупу. Обязательное условие – камышинки, которые должны стоять в рюмке с крупой и маленькая жаровня рядом (хянпуль), на которой тлеют стружки любого ароматического дерева.
Все участники ритуала моют руки, затем человек, хорошо знающий погребальные обряды (чипса), берет вилку, ложку и ставит их перед едой покойного.
Старший сын умершего должен трижды налить в рюмку водку, поставить ее на блюдце и покрутить над жаровней.
Затем из этой рюмки в мосэ наливаются всего три капли водки. В рюмку снова доливается алкоголь и пять происходить кружение над жаровней.
После этого чипса берет рюмку и ставит ее на стол. Человек, который наливал водку в рюмку, кланяется покойному вместе с чипсой три раза.
После старшего сына тот же самый ритуал совершают остальные родственники и все присутствующие на церемонии.

Церемония оплакивания

После выноса гроба на улицу начинается церемония оплакивания покойного. Первым из комнаты выносят погребальный паспорт – мёнгдёнг, после него – крышку от гроба, а затем и сам гроб с телом. Гроб выносится и везется на кладбище только головой  вперед. Все личные вещи покойника несут за его гробом.

После выноса тела проводится прощальная церемония мертвого с домом. Во дворе ставят табуретки, на которые помещается гроб, возле устанавливают небольшой поминальный столик. Чипса наливает в рюмку водку, кладет для покойника вилку к курице и произносит: «Расстаемся навеки». Затем он выливает водку на землю и выбрасывает туда же кусок куриного мяса. Считается, что только так можно задобрить злых духов, которые могут помешать похоронной процессии.

Последние церемонии на кладбище

На кладбище мёндёнг ставят рядом с могилой. После этого глава траурной процессии произносит  погребальную речь, в которой  рассказывает о биографии покойного и о совершенных им добрых делах. После него слово предоставляется всем желающим. Далее  с покойником прощаются, закрывают крышку гроба и накрывают его мёндёнгом так, чтобы надпись была сверху, а начало текста приходилось на изголовье.

Возле могилы расстилают скатерть, а на насыпи рядом с ней снова ставят водку и закуску – рюмки наполняются, совершаются поклоны. После этого гроб можно опускать в могилу. Это делается с помощью белых жгутов (чаще из вафельных полотенец). После похорон эти полотенца сжигают или отдают желающим взять себе. В огонь идут и рейки, которые держали погребальный паспорт.

Участники процессии кидают в могилу по три горсти земли и могила полностью засыпается.  Корейцы хоронят своих умерших головой на север, а памятник устанавливают у ног. Памятник подписывается с  наружной стороны, а поставить ограду у могилы как можно быстрее считается хорошим тоном.

Послепохоронный ритуал деса

Ритуал с накрытым столом – деса повторяется у свежей могилы. Для этого стол снова накрывают любимыми блюдами умершего, три раза наполняют его рюмку водкой и совершают поклоны.  Все, кто при этом присутствует, должны попробовать кусочек еды – так покойный, по корейским представлениям, будет знать, кто именно пришел с ним попрощаться.  После это чипса просит всех присесть и помолчать одну минуту, так как в этот момент покойник пробует принесенную ему еду. По прошествии этого времени, чипса собирает часть еды в кулек и ставит ее в углу могилы, там, где находится правая нога похороненного.

После настает пора собрать все траурные повязки и платки (исключая членов семьи умершего),  и сжечь их вместе с церемониальной одеждой у изголовья могилы. Затем все созываются для последнего прощального поклона. В случае, если людей слишком много, первый ряд присутствующих совершает глубокий поклон, с касанием рукой земли, а  стоящие сзади люди делают только полупоклон.

Корейские поминки

Первые поминки по усопшему совершаются на третий день после похорон, когда члены семьи умершего встают рано утром, берут холодные закуски и идут на кладбище. Возле могилы они становятся на колени.

Следующие поминки (дольде) происходят через год после смерти, третьи (самненде)  – через три года. А в дальнейшем – каждый год по лунному календарю.

Продолжительность траура

В древние времена, в период траура, следовавшему после похорон, корейцам приходилось соблюдать большое количество запретов.  Сегодня родственники покойного ограничиваются полным отказом от каких – либо развлечений на определенный срок.

Держать траур по умершим родителям принято 100 дней, но самым распространенным сроком являются 49 дней.

Агенство ритуальных услуг “Вечная память”, предоставит все необходимое для организации и проведения корейских похорон.